Оригинал взят у tatiana_ch в Братья и сестры. Как помочь Вашим детям жить дружно. Часть 2.Продолжаем читать отрывки из книжки
"Братья и сестры. Как помочь Вашим детям жить дружно" Адель Фабер и Элейн Мазлиш.
"Братья и сестры. Как помочь Вашим детям жить дружно" Адель Фабер и Элейн Мазлиш.
Одной
из основных тем, обсуждавшихся на наших семинарах после публикации этой
книги, было умение справляться с особыми проблемами, возникающими между
братьями и сестрами в раннем детстве. Вот несколько наблюдений
и предложений от родителей, которые мы сочли особенно ценными
и полезными.
"Мне
кажется, что приемы, о которых вы говорите, работают, если между
братьями и сестрами в целом царят позитивные отношения. Но когда они
изначально воспринимают друг друга как досадную помеху и соперничают,
у них отсутствует мотивация откликаться на предложенные вами приемы.
Если отец говорит: "Ты так сдавил малышку, что она расплакалась",
старший брат втайне ликует. Думаю, очень важно с самого раннего возраста
способствовать установлению гармоничных отношений между детьми.
Им нужно получать удовольствие от общения. Когда между ними возникнут
конфликты (а это неизбежно), они смогут вспомнить что-то приятное,
к чему им захочется вернуться".
Все участники наших семинаров согласились с этим замечанием и привели новые примеры того, как добиться поставленной цели.
"Когда
дети бесились в доме, и старший случайно сбил с ног младшего, тот
в слезах бросился ко мне: "Тони сбил меня с ног!" Я ответила: "Нет!
Тебе же не хотелось бы, чтобы случилось подобное, верно? Вам двоим было
так хорошо вместе..." После этих слов мальчики быстро помирились,
вспомнив о своих чудесных отношениях".
"Иногда
я позволяю своим мальчикам наперебой рассказывать мне о том, как хорошо
они играли вместе. В их присутствии я часто говорю мужу: "Знаешь, чему
Дэнни (четыре года) сегодня научил Сэма (два года)? Он показал ему, как
спрыгивать со стула на коврик". Дэнни довольно улыбается. "А Сэм
спрятался под ковриком и притворился черепахой". Тут уже улыбается Сэм".
"Когда
моя двухлетняя дочь просит помочь ей в чем-то, я сознательно отправляю
ее к старшей сестре. Я говорю: "Попроси Мелиссу помочь тебе. Она умеет
делать чудесные бусы, завязывать узелки, вырезать и т.п." Я и моргнуть
не успеваю, как они обе уже чем-то вместе заняты".
"Когда
мой трехлетний сын впервые подошел ко мне, пока я ворковала над
малышкой и твердила ей, какая она прелесть, он выглядел подавленным.
Поэтому я сразу же стала ворковать, какой у нее замечательный братик. Я,
как колыбельную, повторяла, как повезло моей девочке, что у нее есть
такой братик, который умеет сам шнуровать ботинки, пользоваться горшком
и кататься на велосипеде. Дэвид казался гордым и счастливым,
а я подумала, что поступила очень умно и сумела дать обоим детям то, что
им было нужно, причем одновременно".
"Я пытаюсь
придумать как можно больше занятий для моих полуторагодовалого
и четырехлетнего сыновей. Трейси пускает для Пэта мыльные пузыри, а Пэт
хлопает их ладошками, Трейси марширует по комнате, а Пэт барабанит. Один
садится на игрушечную машинку, а другой толкает. Один ведет машину,
а другой исполняет роль полисмена, который командует, когда ехать,
а когда остановиться. Это идет моим сыновьям на пользу".
"Услышав
из детской крики или плач, мне сразу же хочется прибежать и обвинить
старшего в том, что он обижает младшего. Я знаю, что это испортит
их отношения в будущем, но не могу не обращать внимания на слезы.
Недавно я придумала отличное решение. Я кричу: "Я слышу плач. Вам нужна
помощь, или вы разберетесь самостоятельно?" В первый раз после этих слов
в детской воцарилась мертвая тишина. Потом я услышала, как старший
сказал: "Мы сами разберемся". Теперь он говорит так почти всегда, когда
я пользуюсь этим подходом. Но он не боится позвать меня и рассказать
о своих проблемах. Это меня устраивает. Я хочу, чтобы мальчики знали,
что в случае необходимости они всегда могут рассчитывать на мою помощь".
"Когда
мне было нужно, чтобы мои четырехлетние дочери-близнецы сделали что-то
быстро, я всегда устраивала между ними соревнование. Я говорила: "Кто
первый оденется?" или "Кто первый соберет игрушки?". Что угодно, лишь бы
они пошевеливались! Все было нормально, но потом начинался кошмар.
Победительница начинала дразнить отставшую, а та плакала и злилась
на сестру.
Потом
я прочитала вашу книгу и изменила тактику. Я решила сделать из своих
девочек команду. Теперь они соревновались с часами, а не между собой.
Я говорила: "Устанавливаю таймер на пять минут. Как вы думаете, сможете
вы надеть носки и туфли, пока не зазвонит звонок?" Это небольшое
изменение произвело кардинальную перемену. Девочки хихикали и помогали
друг другу. Им хотелось вместе обогнать часы. А потом я говорила:
"Вы двое — отличная команда!" Они буквально расцветали при таких словах.
Я тоже
лучше себя чувствовала: ведь если они научились быть командой сейчас,
в детстве, то будут помогать друг другу и во взрослой жизни".
Права собственности
Главный
источник проблем для родителей маленьких детей — повседневная борьба
за право собственности. Врачи, адвокаты, даже главы корпораций часто
пасуют перед юридически сложной войной за "мое — не мое". "Да, я знаю,
это твое, но ты уже несколько месяцев не прикасался к этой игрушке.
Почему бы твоей сестре не поиграть с ней?" Для родительского слуха это
звучит вполне разумно, но у разгневанного собственника вызывает
настоящую истерику. Еще больше криков вызывает другая вполне разумная
фраза: "Да, да, хорошо, отдай игрушку брату. В конце концов, она
принадлежит ему". А игрушек в любом доме огромное множество — куклы,
мячи, кубики, солдатики. Кто упомнит, какую машинку и кому дедушка
подарил в последнее Рождество? Оба ребенка громко отстаивают право
собственности. Задача нелегкая. Вот несколько мыслей, которыми родители
поделились с нами на семинарах.
"Я не хочу
жить в семье, где сражаются из-за любой мелочи. Думаю очень важно
установить твердые правила в отношении собственности. Я объяснила своим
детям (три года и четыре с половиной), что большинство вещей в нашем
доме предназначены для всех. Например, папа недавно купил себе набор
отверток, но если мне нужна одна из них, он не станет говорить: "Нет,
не бери ее. Она моя". А я вчера купила себе новый миксер, но если
он понадобится папе, я с удовольствием поделюсь с ним. Я никогда не буду
говорить: "Не трогай! Это мое!" Основная идея заключается в том, что
большинство предметов в семье может быть использовано всеми — по мере
необходимости и по желанию.
Но я объяснила
и то, что некоторые вещи особенные, новые или хрупкие — например,
фотоаппарат, который папе подарили на день рождения, или моя новая
золотая ручка. Эти предметы не предназначены для всех. Их мы храним
в особом месте. Если вы хотите ими воспользоваться, нужно спросить
разрешения. Если есть игрушки, которыми вы не хотите ни с кем делиться,
следует всем об этом сказать. Тогда мы будем уважать ваше желание".
"Мы выделили
каждой девочке отдельную полку для хранения особых предметов. На полке
висит знак частной собственности и написано имя владелицы. Если кто-то
хочет поиграть этими игрушками, то должен сначала спросить разрешения
у хозяйки. Но когда на полках уже не остается места, а это периодически
случается, мы обсуждаем, какие игрушки должны там остаться, а какие
можно перевести в общественное пользование".
"Теоретически,
общественное пользование — замечательная вещь. Но я заметила: едва
старший увидит, что младший играет с его игрушками, как тут же
выхватывает их у него из рук. Это превратилось у него в настоящую манию.
Я всегда кричала: "Прекрати это! Что с тобой такое? Разве ты не видишь,
он играет?" или "Оставь брата в покое! Он первым взял игрушку!". Но это
не приносило никаких результатов. Наконец, я решила поговорить
со старшим сыном о его странном желании выхватывать игрушки из рук
других людей. "Хотя ты знаешь, что этого делать нельзя, внутренний голос
заставляет тебя так поступать. В комнате может быть сотня игрушек,
но для тебя лучшая та, которой играет другой".
Мы много
об этом говорили. Да, с людьми такое случается. Разговор стал
поворотной точкой. После этого я замечала, что старший сын тянется,
чтобы выхватить игрушку у брата, но потом останавливается. Теперь у нас
нет конфликтов. Мы смотрим друг на друга и с улыбкой говорим: "Лучшая
игрушка та, которой играет другой".
"Справиться
с этой проблемой мне помогает такой прием. Я признаю чувства
обиженного, но меняю недопустимое поведение. Например, если одна из моих
дочек начинает отбирать игрушки у другой, я говорю: "Кейси, тебе
действительно хочется поиграть с медвежонком Эмили — и прямо сейчас.
Ждать трудно. Но есть правило: не отбирать игрушек друг у друга. Скажи
Эмили, что хочешь поиграть с медвежонком после нее. Она с удовольствием
поделится".
А потом
я говорю Эмили: "Когда закончишь играть с медвежонком, скажи об этом
Кейси, ведь она тоже хочет поиграть". Я беру Кейси за руку и предлагаю:
"Давай найдем другую интересную игрушку, пока ждем медвежонка". Хотя
и не всегда, но мне удается учесть нужды и потребности обеих дочерей
одновременно".
Наказывать ... или не наказывать
Практически
на всех семинарах нам задают один и тот же вопрос: если один из братьев
по какой-то причине обижает другого, следует ли его наказывать?
Особенно если ты уже сотню раз твердил ему: "Действуй словами,
а не кулаками"? А что делать, если он продолжает драться? Нужно ли
лишить его чего-то ценного — например, любимого телешоу? Или просто
отослать прочь?
Обычно
мы адресуем этот вопрос группе. Все соглашаются с тем, что наказание
может на время остановить "агрессора", но в перспективе только ухудшит
отношения между братьями или сестрами. После этого у него появятся
причины для обиды на брата или сестру, послужившего причиной для
наказания. А "жертва", оставшись наедине с "агрессором", не будет
в безопасности.
То же
самое относится и к предложению "отослать прочь". Одна из матерей
рассказала, как навещала свою сестру, у которой были трехлетние
близнецы. Один из мальчиков взял ее за руку, указал на стул, стоявший
в углу комнаты, и сказал: "Это стул для раздумий. Я ударил своего брата.
Меня посадили на этот стул, чтобы я подумал об этом. Я слез и снова
ударил его".
Однако хотя все считали наказания бесполезными и вредными, некоторые сомнения все же оставались. Одна женщина сказала:
— Я все
еще думаю, что порой наказания необходимы. Этим утром четырехлетняя Эми
так сильно толкнула полуторагодовалого Билли, что он упал и разбил
затылок. Он разрыдался, а я разозлилась. Она не в первый раз так
поступает с братом. Я сказала, что она очень плохая девочка, поставила
ее в угол и велела, чтобы она оставалась там, пока не научится хорошо
вести себя. И я оставила ее в углу, пока не пришла няня. А что еще
я могла сделать?
Комментариев нет:
Отправить комментарий