Оригинал взят у vetka0 в Семейное обучение. Часть 5.
Ну
ладно, давайте поговорим о пресловутой социальной адаптации. Спросим
себя – какие образы, воспоминания, понимания, знания у нас возникают в
голове при этом словосочетании? Детская группа, совместные игры, умение
существовать и выживать, ушки зайчика на детских выступлениях под скупую
материнскую слезу от умиления, кружочки бархатной бумагой, старательно
наклеенной по образцу, игра «в глупости», банты и белые колготки с
букетом цветов на 1 сентября, школьная заклятая подруга (друг),
совместные походы по подвалам и многое другое.
То
есть большинство вспоминает при слове «социум» детей и их забавы. Это
то, что заложено в наших коридорах мышления. Не спорю, именно в детской
стае дети учатся и проигрывают различные модели поведения, подражая
взрослым. Но, социум – это значительно больше, чем детская стая.
Давайте, дорогие мои «взрослые» расширим наши коридоры и посмотрим что
необходимо для нормальной социальной адаптации. Нормальной, в данном
контексте, это когда решается задача – научить ребенка адекватно
взаимодействовать с людьми разного пола и разного возраста.
Давайте
посмотрим в словарях определение. Адаптация – процесс приспособления к
новым условиям среды. Соответственно, социальная адаптация – это процесс
приспособления личности к новым для нее социальным условиям. Оговорюсь,
что новым для ребенка является все, где нет опыта, а приспособление –
это постепенный процесс в результате которого ребенок познает правила по
которым действует данный социум, и, сначала учится действовать по этим
правилам, а потом вырабатывает привычки взаимодействия. Да, да,
адаптированный человек – это человек с набором автоматических привычек.
Но
давайте вспомним, что надо для того, чтобы ребенок спокойно познавал
эти правила и вырабатывал привычки? Правильно, первичное условие –
безопасность. Для того, чтобы стало это понятно, я приведу пример как
ребенок познает и адаптируется к пространству, а потом мы эту же модель
применим к социуму.
Вот новорожденный
– границы тела неопределенны, он шар со ртом, пространства комнаты
огромны, по сравнению с ограничивающими его во внутриутробной жизни
стенками матки. В первые 40 дней его основная задача – убедиться в
надежности матери и безопасности. Как только эта задача решена, он
начинает с маминых рук оглядывать комнату. Для него это – безопасная
территория гнезда, а мама – постоянная «точка опоры», центр мира.
По
мере освоения тела и овладения навыками ползания и ходьбы, он осваивает
разные уровни пространства. Любимые мамины вазочки, пульт от
телевизора, красивые кнопочки на компьютере и прочее – все должно быть
обследовано и изучено. На ощупь, на вкус, на прочность. Вы помните, как
ваш ребенок познавал вашу квартиру? Он сначала ползал вокруг маминых
ног. Потом отползал на границу комнаты и возвращался. Потом отползал за
границу комнаты и опять возвращался. И так все дальше и дальше. Он
осваивал новое, заходя все дальше и дальше в своей адаптации к этому
пространству. А «точкой опоры» была мама. Безопасная мама.
Когда
мама выходила с ним на улицу – он внимательно осматривал все что видит с
маминых рук, и маме и в голову не прейдет отпустить ползающего ребенка в
магазине (ну я надеюсь, что не придет) или на проезжей части для
изучения «нового пространства». Просто потому что оно небезопасно. Оно
чужое и у ребенка нет достаточного количества навыков, чтобы адекватно с
ним (этим пространством) взаимодействовать.
Ребенок
растет, ходит с мамой за руку гулять, потом ходит рядом, потом отбегает
на 2 шага, потом на 5. И так, постепенно, наблюдая и пробуя он
осваивает пространство улицы. Узнает, что зеленый человечек – это не
глюк, а знак светофора и что на горке можно кататься. И вот в какой-то
прекрасный день он заявляет: «Я пойду гулять один на улицу». И мамаша,
капая в водку флакон корвалола и хватаясь за сердце стоит и смотрит в
окно как ее дитятко сделав круг по двору возвращается домой. Потом это
уже не 15 минут, а час. Потом это автобус и метро. Ребенок в своем
познании пространства заходит все дальше и дальше от гнезда – места,
которое для него является константой, началом координат.
И
мы, родители ничего специально не делаем для того, чтобы привить ему
«самостоятельность», приучить его выживать в мегаполисе. Представьте
мамашу, которой в голову взбрела мысль, что если не оставлять ребенка с
трехлетнего возраста на улице одного, то он не сможет научиться
нормальной пространственной адаптации. А если уж совсем утрировать
пример – она несет его в заведомо опасные места, с пеной у рта
доказывая всем, что ему (ребенку) все равно придется жить в мире
скоростей и машин и надо начинать приучать его к этой жизни, бросая в
самую гущу мира для адаптации. Абсурд? Согласна.
Мы
же просто живем и передвигаемся сами и своим примером и наставлениями
показываем правила жизни в данном пространстве, точно веря и зная, что
рано или поздно, ребенок ЗАХОЧЕТ самостоятельности и пойдет осваивать
мир в котором он живет. А со всеми неудачами и поражениями он будет
прибегать в родной дом – в безопасность. Мы не торопим его. И чем
мобильнее семья, тем шире границы для ребенка.
Зачем
я так долго это расписываю. Чтобы мы посмотрели на социальную
адаптацию, как на постепенный процесс, который неизбежен. Просто потому
что ребенок ХОЧЕТ жить в обществе, жить в ладу с обществом, с возрастом
расширяя свой круг общения. Понимаете? Ничего не надо делать
специально. Я понимаю, что эта мысль непривычна. Чтобы лучше ее понять, я
расскажу об этапах социальной адаптации.
У
человека длинное детство, которое ему нужно, чтобы вырастить большой
мозг, который усваивает огромное количество информации, в том числе и
многоуровневую структуру данного общества, все связи в нем и модели
взаимодействия. Первичная социальная адаптация происходит до 9 месяцев,
когда ребенок находит свою мать после рождения, убеждается в ее
безопасности и выстраивает с ней отношения в симбиозе, где ребенок
зависим, а мать ведшая. Про ведущую роль матери стоит написать отдельно,
так как многие путают ее с авторитарностью и деспотизмом, но не в этом
посте. Примем просто сейчас, что ведущая роль матери в данном контексте
заключается в том, чтобы демонстрировать модели поведения в социуме,
поправлять ребенка, если он неадекватен в своих проявлениях и давать
адекватный выход из ситуации.
С 9
месяцев (срок приблизительный) ребенок начинает обращать внимание на
окружение. И вот тут внимание – он начинает исследовать безопасное
окружение, которое ему предоставляет мать, то есть окружение «своих».
Давайте введем как входные данные – есть свои, есть чужие. Свои – это то
самое поддерживающее окружение, которое удовлетворяет все врожденные
ожидания малыша, о которых я писала. То есть ожидание принятия, доверия,
веры, обратной связи и т. д. Есть чужие – это просто люди, которые во
вне. Ну как есть квартира, а есть улица. Чужие не плохие, не хорошие.
Они могут быть любыми и с ними надо со временем научиться
взаимодействовать, когда будет освоено взаимодействие со своими.
Свои
– это база, тыл, к которым ребенок всегда может прийти и передохнуть.
Раньше эту роль исполняли семья, род. Сейчас это по большей части друзья
и единомышленники. Я имею ввиду не только взрослое население, но и
детей этих взрослых, которые и образуют ту самую пресловутую детскую
стаю. Не надо создавать какого-то специального общества для ребенка. Он
ожидает, что мама и папа социально активные существа и у них есть круг
общения своих, с которыми он и будет осваивать социальные модели.
Предвижу вопрос – если окружение ребенка будет доброжелательным, то не
будет ли он потом в чужом обществе бит и повергнут жестокостью мира и
сможет ли постоять за себя? Отвечу – а что, разве среди «своих» не
бывает конфликтов? Разве в гостях с ребенком у подруги, у которой тоже
есть ребенок вы не наблюдаете конфликтов между детьми? Конечно бывает.
Мы же не создаем парниковых условий с роботами. Это такое же живое
общество. Просто когда это свои – вы точно можете быть уверены, что все
изначально безопасны для ребенка, не осудят, помогут, поддержат, примут и
то, чему он научится в данном обществе достойно подражания. А что
делать если такого общества нет? Вот это то над чем стоит задуматься. Вы
знаете, что в большинстве своем у родителей, страдающих социофобией
дети социально неадекватны, вне зависимости от того ходят они в сад и
школу или учатся дома.
С 9 месяцев до
3-х лет ребенок наблюдает за социумом, пытаясь с ним взаимодействовать.
Но это пока попытки. В основном он при матери или опекуне (безопасном).
Он идет в детскую стаю, например, постоит и возвращается. Потом идет и
взаимодействует и опять возвращается. И так до тех пор, пока он не
почувствует в себе сил вступить в этот социум на правах участника. В
этом возрасте ребенок должен иметь достаточно возможностей наблюдать в
безопасной среде за детьми, взрослыми и стариками. Таким образом он
записывает (импринтингует) модели взаимодействия социума в котором
родился.
К трем годам у него
достаточно набранных моделей и он честно идет все это пробовать, то есть
познавать себя как социальную единицу. Оговорюсь опять – в безопасной
социальной среде, то есть среди тех детей, взрослых и стариков, которые
составляют круг общения родителей. Вы знаете, что это обязанность
родителей обеспечить своего ребенка поддерживающим окружением разного
пола и разного возраста? Ребенок точно знает – родители плохого не
пожелают и раз сказали живи тут, значит это свои и все что тут
происходит - правильно. Он не понимает, что мы идиоты и помещаем его в
заведомо чужую среду, с которой сами общаться бы вряд ли стали.
С
7-9 лет ребенок пробует выходить из круга своих и общаться
самостоятельно с чужими. Он уже с удовольствием посещает кружки, гуляет
во дворе, заводя новые знакомства. Сначала по чуть-чуть, потом все
больше и больше. Но! Это добровольное общение. Он знает, что ему не надо
тут выживать во чтобы то ни стало. У него есть «свои», а когда есть
такой тыл, то можно за чужими наблюдать, пробовать, уходить,
возвращаться и опять пробовать – одиночкой он все равно не останется. Он
хочет познать этих «чужих» и делает это постепенно в комфортном для
себя темпе и стиле. Только при чем тут детский сад и школа? Но об этом я
еще напишу.
Как можно научить
ребенка плавать? Двумя способами. Первый – бросить в середине реки,
может выплывет. И, кстати, многие выплывают. Второй – нанять тренера,
который постепенно познакомит его с водной средой и взаимодействию с
ней. Вам какой больше нравится?
На сегодня хватит. И так получилось много. Не умею я писать коротко)))
Комментариев нет:
Отправить комментарий