четверг, 24 января 2013 г.

Жизнь в другом измерении

Оригинал взят у tuomi_vieno в Жизнь в другом измерении
Оригинал взят у veromi в Жизнь в другом измерении
Оказывается, главное в успехе это не образование, чему меня всю жизнь учили, а собственные действия, даже ошибочные.
Из рассылки Юрия Мороза.  

Есть устойчивое мнение, и небезосновательное, что на домашнее обучение оформляют своих детей родители, у которых в детстве были серьезные проблемы со школой – со здоровьем, взаимоотношениями со сверстниками, учителями и т.п. Натерпевшись от школы, они пытаются оградить своих детей от ее пагубного влияния.

Это не всегда и не совсем так. В школе я хорошо училась – была отличницей, учителя были, в целом, адекватные, дети тоже. Меня никто не дразнил, прозвищ не давал, не издевался. У меня были подруги и поклонники. В 4-ом классе у меня резко упало зрение и ухудшалось до конца школы, но кто может доказать, что тут школа виновата? Я и не буду доказывать. Буду исходить из того, что видимого вреда мне школа не принесла.

Правила игры я исполняла исправно – хорошо себя вела, прилежно училась, это официально подтверждалось моими оценками и похвалами учителей. Т.е. по замыслу системы образования (если он был, конечно) я должна была получить некий положительный результат. Что же я получила на самом деле?

К концу обучения в школе я обнаружила, что не знаю, что мне делать дальше. Само собой подразумевалось куда-то «поступить». Но куда и зачем? Встали вопросы о том, что мне нравится, что мне нужно будет делать в жизни, кем работать и т.п. К ужасу своему я не чувствовала, ЧТО мне нравится. Ходила в центр профориентации, проходила какие-то тесты. Я НЕ ЧУВСТОВАЛА, ЧЕГО Я ХОЧУ.

Мне казалось неопределенно ужасным «не поступить» никуда, отстать от своих одноклассников, оказаться хуже их или просто в меньшинстве, отбиться от общего движения. Куда? Зачем?.. Но даже если так, если «не поступать», что я умела в жизни? Вернее, на мой теперешний взгляд, умела многое, что можно было бы развить, превратить в готовый продукт, продать. Но увидеть это и воспользоваться этим я не умела. НЕ УМЕЛА САМОГО ГЛАВНОГО – обеспечить свою жизнь, делая то, что мне нравится.

Т. о. из школы я вышла полностью не готовая к самостоятельной жизни, вышла в минусе, так как в детстве наверняка чего-то хотела, и что-то мне нравилось, и о чем-то я мечтала. А вышла даже без того, что было. Без главного в жизни. Школа, однако, хорошо подготовила меня К ПРОДОЛЖЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ в том же духе – к ВУЗу. Там я адаптировалась хорошо, после того, как выбрала специальность, которая из всех мне меньше всего НЕ нравилась. Не нравились все, но эта – меньше остальных. После окончания ВУЗа я выбирала место работы по тому же принципу – НЕ нравится меньше остальных.

К счастью в какой-то момент своей жизни я начала думать – сначала с большим скрежетом, потом все эффективнее, потом стала действовать потихоньку, сначала отказываясь от того, чего точно НЕ хотела, потом реанимируя свои желания и возможности. Приняла одно судьбоносное решение, другое… Отказалась «вычистить» своего якобы неразвивающегося ребенка, отказалась от работы в одном госучреждении, другом, отказалась от наемной работы вообще, написала и издала одну книгу, другую, создала и развивала свой бизнес…

С моей теперешней точки зрения моя «успешная» учеба в школе – полный абсурд. Как если бы я вложила в бизнес свое время, деньги, усилия, нашла клиентов, завезла товар и… благополучно остановилась на этом. В полном минусе – по времени, деньгам, упущенным возможностям. Учеба в школе и ВУЗе – мои провальные бизнес-проекты.

Я уже умею действовать и жить по-другому. И я не ограждаю своих детей от негативного влияния школы, я их учу радикально противоположному образу жизни, мыслей и действий. Школа у меня даже не «побоку», она у меня за спиной, а то и вообще в другом измерении. У меня совершенно другие задачи, проблемы, планы, мечты…

Мы с мужем считаем, что женщина не должна работать, что я и не-делаю :). В школе полно работающих женщин – работающих долго, нудно, тяжело, за скудную зарплату.
Муж считает, что мужчина тоже не должен работать, что он и не-делает :) Он создает рабочие места и нанимает сотрудников, в то время как школа нацелена на подготовку этих сотрудников: «Хорошо учись, найдешь хорошую работу».

Мы с мужем планируем в ближайшем будущем переехать жить за город, в идеале – далеко от города. Школьное обучение предполагает «пристегнутость» ребенка к какой-либо школе, а если к элитной, то, конечно, городской.

Мы с мужем близко общаемся только с теми людьми, которые нам интересны и симпатичны. В школе считается необходимым каждый день общаться с людьми, которые случайным образом собраны в классе.

В нашей семье принято много времени проводить на свежем воздухе, в совместных прогулках, поездках на велосипедах, и не обязательно в выходные дни. В школе принято полдня посвящать просиживанию штанов за партой, физкультуре 1-2 часа в неделю, прогулки - в свободное от школы время.

У нас в семье принято оценивать все занятия с точки зрения эффективности, полезности, целесообразности для нас лично и отказываться от несоответствующих. В школе все эти показатели усреднены и имеют отношение к какому-то усредненному же человеку, явно ни к кому из нас. Отказаться от чего либо несоответствующего проблематично, если вообще возможно.

И т.д., и т.п.

Подробно перечисляю все это, чтобы было понятнее, что жизнь во внешкольном измерении невозможно оценивать, используя «школьные» понятия успешности, эффективности, социализации, коллектива, адаптации и т.п., т.к. наполнение этих понятий в двух этих разных измерениях абсолютно различно.

Попасть из одного измерения в другое можно путем сознательных усилий. Как правило, эти усилия предпринимаются по нужде, когда жизнь «достала». Поэтому многие родители приходят к домашнему обучению своих детей тогда, когда сами на себе уже испытали все тяготы и недостатки школьного обучения или эти тяготы уже успел испытать их ребенок. Сложно оставить кажущееся благополучие ради неясного положения, легче сделать это, когда отступать некуда, другого выхода нет. Почти невозможно быть понятым в другом измерении без длинного списка уже испытанного школьного негатива, от которого ты со своим ребенок якобы «сбежал» на ДО.

…А может, и не надо это – быть понятым и оправданным ТАМ?.. :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий