четверг, 24 января 2013 г.

Братья и сестры. Как помочь Вашим детям жить дружно. Часть 4.

Оригинал взят у tatiana_ch в Братья и сестры. Как помочь Вашим детям жить дружно. Часть 4.
Продолжаем читать отрывки из недавно вышедшей книжки Адель Фабер и Элейн Мазлиш
"Братья и сестры. Как помочь Вашим детям жить дружно".


Как вмешиваться с пользой


Наконец, мы подошли к этой теме — драки.
— Мы, правда, будем об этом говорить? — спросила одна женщина. — Не будем больше откладывать? Я ждала этого момента с первого нашего занятия.
— Не говорите мне, что ваши дети все еще дерутся между собой! — воскликнула я, изображая ужас.
Но женщина не была склонна к шуткам.
— Не так, как раньше, — честно призналась она. — Я стала многое делать иначе, и они тоже стали относиться друг к другу лучше. Но они все еще дерутся, и я ничего не могу с этим поделать.
— А что вы обычно говорите, когда дети дерутся? — спросила я у всех участников семинара.
— Держусь подальше, — хором ответили несколько человек.
— А что еще?
— Позволяю им разобраться самостоятельно.
— Почему?
— Потому что стоит вмешаться, и дети сразу же втянут тебя в свои разборки.
— А если разрешать все их конфликты, они никогда не научатся делать это самостоятельно.
— Итак, — сказала я, — вы все считаете, что лучше всего по возможности игнорировать потасовки. Вы твердите себе, что так дети учатся преодолевать свои разногласия.
Женщина, заговорившая первой, не удовольствовалась моим резюме.
— Я говорю не о легких потасовках, но о воплях, ругани и швырянии вещей. Я не могу не обращать на это внимания.
— Именно об этом мы сегодня и подумаем, — кивнула я. — Как вмешиваться в детские драки с пользой, когда нам кажется, что это нужно сделать? Но сначала очень важно спросить себя, есть ли для этих драк причины, о которых мы еще не поговорили.
Я задала этот вопрос настоящим специалистам. Их ответы посыпались, как из мешка.
— Моя дочь дерется из-за вещей — из-за своих и из-за вещей брата, которые она хочет считать своими.
— Мои дети дерутся за территорию: «Папочка, он опять сунул ногу в мою комнату!»
— Я сам обычно дрался со своей сестрой, чтобы перетянуть отца на свою сторону и доказать, что он любит меня больше, чем ее!
— Это может показаться странным, но, мне кажется, что братья и сестры порой дерутся, чтобы справиться с сексуальными чувствами, которые испытывают друг к другу. Это один из способов поддерживать безопасную дистанцию.
Несколько человек удивленно подняли брови, но никто не стал спорить. Список продолжал расти.
— Иногда дети начинают драться потому, что злятся друг на друга, и никто не может помирить их.
— Или потому, что они злятся на друга, но не могут поссориться с ним и дерутся с братом.
— Или потому, что учитель в школе накричал на них…
— Или потому, что им нечем заняться. Так происходит с моим сыном и его младшей сестрой. Он изводит ее просто от скуки. Он говорит: «Ты знаешь, что у тебя отвалятся ноги? Ты знаешь, что, когда родилась, была щенком?»
— Мой сын начинает драться с младшим братом, чтобы почувствовать себя большим. Однажды, когда он его дразнил, я саркастически заметил: «Забавно изводить своего брата, верно?». А он ответил: «Да, так я чувствую свою силу. А сила мне нужна для футбола».
— Мои дети дерутся, потому что им нравится видеть мою реакцию. Стоит мне уложить их спать, как тут же раздается: «Маааа! Он прыгнул на меня! … Маааа! Он залез в мою комнату!» Я прибегаю с криком: «Что происходит? Немедленно прекратите! Прекратите это!» Так продолжалось довольно долго, пока я не поняла, что происходит. В конце концов, мальчики признались: они стучат по стенке и притворяются, что дерутся. Они делают это, чтобы я заходила к ним раз шесть, не меньше. Им кажется, что это классно…
Кое-кто рассмеялся, кто-то нахмурился, а кто-то вздохнул.
— В моем доме смеяться не над чем, — сказала женщина, начавшая эту дискуссию. — То, что делают мои мальчишки, пугает меня до смерти. Вчера они стали кидаться друг в друга тяжелыми деревянными брусками. Когда я прекратила драку и отправила их по комнатам, у меня так разболелась голова, что мне пришлось лечь. Я лежала в постели с мокрой тряпкой на лбу и слышала, как они хохочут и играют внизу. Я подумала: «Как им хорошо! Я рада, что они больше не дерутся. А у меня мигрень».
— С такой головной болью сталкиваются все родители, — ответила я. — Давайте начнем с обсуждения того, как мы обычно реагируем на детские драки.
Я попросила выйти двух добровольцев. Один должен был изображать старшего брата, а вторая — его младшую сестру.
— Это я, — поднял руку мужчина за первым столом.
— И я, — подхватила молодая женщина. — В семье я была младшей.
Сначала я обратилась к «старшему брату».
— Вам восемь лет. Сегодня дождливый день, и вам нечем заняться. Неожиданно вы видите свои старые кубики и игрушечных зверей. (Я протянула ему мешок с кубиками и пакет с пластиковыми игрушками.) Они, конечно, для маленьких, но у вас появляется идея! Вы делаете зоопарк, быть может, джунгли для обезьян и бассейн для тюленей… Возможности безграничны.
Мужчина, исполнявший роль старшего брата, уселся на пол и начал выстраивать зверей в шеренгу и возводить какую-то конструкцию. Пока он строил, я отозвала его «младшую сестру» в сторону и прошептала ей:
— Вам тоже нечем заняться. Вы не играли в эти старые, надоевшие игрушки сто лет. Но, увидев, что брату интересно, подходите к нему и говорите: «Я тоже хочу поиграть».
Я вернулась на свое место, и мы стали ждать, что произойдет. 
Искры полетели практически мгновенно.
Сестра: Я тоже хочу поиграть.
Брат: Нет. Я строю зоопарк, и хочу сделать это сам.
Сестра (хватая зебру и два кубика): Я могу играть, если захочу.
Брат: Нет, не можешь. Отдай!
Сестра: Нет, могу! Это мое!
Брат: Я первый их нашел!
Сестра: Я могу играть в них, если захочу. Папа купил их и для меня тоже.
Брат (хватая сестру за руку и заставляя разжать кулак): Отдай!
Сестра: Ай! Ты сделал мне больно!
Брат: Я сказал, отдай!
Сестра: Мама! Он сделал мне больно! Пусть он перестанет! Мамааааа!
Я повернулась к родителям:
— Что вы обычно делаете в такие моменты? Не сдерживайтесь. Просто говорите то, что приходит вам в голову.
— Я вбегаю и приказываю им прекратить.
— Я забираю игрушки и отправляю детей по комнатам.
— Я говорю, что они ведут себя, как животные.
— Я пытаюсь убедить их играть вместе и делиться.
— Я вникаю в суть и пытаюсь разобраться, кто начал драку.
— Я принимаю сторону старшего: он первым начал играть.
— Я заступаюсь за младшую и велю старшему заняться чем-то другим.
— Я говорю, что их драки выводят меня из себя.
— Я говорю, что мне нет дела до того, кто начал. Я просто хочу, чтобы это прекратилось.
— У нас появилась редкая возможность, — сказала я. — Повторите все, что говорили мне, нашим «детям», чтобы посмотреть, какое влияние окажут на них ваши слова.
Родители по очереди подходили к нашим «брату» и «сестре» и заставляли их прекратить драку. После каждого заявления «дети» реагировали. Вот что у нас получилось (один и тот же отец пробует один подход за другим).
К тому моменту, когда мы закончили это упражнение, всем стало ясно, что стандартные стратегии разрешения детских конфликтов вызывают еще большую подавленность и обиду.
Затем я решила продемонстрировать иной подход, которым могли бы пользоваться родители. Сначала я описала этапы разрешения конфликта, грозящего перерасти в драку.
1. Для начала признайте право детей испытывать гнев по отношению друг к другу. Одно это уже может их успокоить.
2. Уважительно выслушайте каждого из детей.
3. Покажите, что понимаете сложность проблемы.
4. Выкажите уверенность в том, что они способны найти взаимно приемлемое решение.
5. Выйдите из комнаты
.

Комментариев нет:

Отправить комментарий