Оригинал взят у lubasha_2009 в Виды сложностей в обучении. Хочу, понимаю, умею?Читаю интересную и полезную книгу «Познавательные стратегии школьников», автор Плигин А.А. Хочу поделиться.
Автор пишет о том, как просто можно продиагностировать сложности в процессе обучения (если они возникают у ребенка). Он выделяет три составляющих процесса обучения – мотивация (хочу), владение базовыми понятиями (понимаю, о чем речь) и умение учиться (знаю как). Все эти составляющие тесно взаимосвязаны между собой, и качественное развитие одного системно влияет на другие, но это происходит скачкообразно, после того как из определенного количества образуется новое системное качество.
Автор (на основе присутствия или отсутствия этих трех составляющих) выделяет три типа сложностей у детей.
Первый вариант обычно встречается у первоклассников. Они еще очень хотят учиться, владеют достаточным запасом житейских понятий, но им не всегда понятен научный язык учебников и они еще не знают, как лучше организовать простые учебные действия. Личностные смыслы, которые ребенок создает в процессе учебной деятельности на основе своих житейских понятий, помогают или мешают адекватному пониманию. Его система внутренних интерпретаций и умозаключений может полностью расходиться с научной логикой. Что делать? Очень важно сохранить мотивацию к познанию и обучению, создав баланс между жизненным опытом ребенка и научными способами мышления, раскрыть стратегии научного мышления. Особенно важно уделить внимание развитию основ абстрактного мышления и категоризации. Научить детей высказывать суждения и строить умозаключения ,создавать гипотезы. Классе в 3-4 важно научить ребенка определять понятия, формулировать правила, оперировать с теоретическими знаниями.
Второй вариант: ребенок проявляет интерес к обучению, владеет базовыми научными понятиями, понимает теоретические знания, но не умеет правильно организовать свою учебную деятельность ,теряя много времени на делание упражнений, выучивание стихотворений, подготовку домашних заданий, не может применять правила на практике. Здесь, как правило присутствует вина учителя, потому что до сих пор преобладает преподавание по схеме: вот вам задание, выполняйте. Особенно это характерно для гуманитарных областей, где стратегии учебной деятельности слабо осмыслены (их даже не принято обсуждать, дабы «алгеброй гармонию не повергнуть»). Например, учитель дает задание написать сочинение и, как правило, совершенно не объясняет, как это делать. Учеников практически никогда не обучают тому, как читать учебный текст, как слушать музыку, писать стихи, делать домашнее задание и т.д. Что делать? Научить детей общеучебным и базовым специальным познавательным стратегиям, научить осознанно и эффективно учиться.
Третий вариант сложностей – один из самых распространенных на всех ступенях обучения. Это случай, когда ребенок обладает достаточной осведомленностью, понимает, о чем речь с точки зрения содержания образования, но учиться не хочет. Кроме того, он не знает и не очень интересуется, как это лучше сделать. Т.е. определяющим фактором является мотивация. Ребенку не интересно учиться, и до тех пор, пока процесс и результат обучения не станут привлекательными для него, что-либо изменить очень трудно. Что делать? Педагогам следует шире использовать различные виды мотивации. Детей, для которых сам процесс обучения является самодостаточной ценностью очень немного. Необходимо в процессе обучения затрагивать как можно больше ценностей и интересов ребенка. Раскрывать смысл обучения в рамках различных путей самореализации личности. Учебные задачи ,дидактические материалы должны быть как можно лучше вписаны в контекст жизни детей. Тем самым школа должна не только готовить их к будущей взрослой жизни, а, прежде всего, существенно помогать решать их жизненные задачи сейчас. Цели обучения должны взаимно согласовываться с детьми
В общем виде сложности можно отразить в следующем списке:
Сложности мотивации (хочу):
- непонимание целей обучения учеником
- рассогласованность целей учеников и педагогов
- Слабое задействование ценностей ребенка
- использование одного вида мотивации
- отсутствие качественной оценки
- использование директивных методов взаимодействия
- недостаточная актуальность и полезность школьных знаний для решения жизненных задач ребенка
- большие объемы домашних заданий и перегрузки
- отсутствие возможности проявить себя
- отсутствие возможности самостоятельно выдвигать гипотезы и проверять их самостоятельность
- коммуникативные сложности с одноклассниками
- отсутствие внимания к личности ученика со стороны учителя
- проблемы, возникающие со сложностью материала и неумением учиться
Сложности с владением базовыми понятиями (понимаю):
- увлеченность теоретическим учебным материалом в отрыве от сенсорной опоры
- отсутствие условий для проявления житейских понятий перед усвоением научных
- «вербализм» в работе с учебными текстами
- не учитываются личностные смыслы в обучении
- отсутствие согласованного изучения бызовых понятий в различных областях знаний
- разрозненность теоретических знаний внутри школьных предметов
- рассогласованность внутренней логики познания ребенка с логикой изложения теоретического материала
- репродуктивность изложения и ориентир на усвоение
- отсутствие обучения законам формальной логики и «неклассической логики»
-отсутствие практики самостоятельного обобщения фактов до уровня закономерностей и законов
- формальное изучение правил и законов
- неоправданная перегруженность учебников сложными терминами
- низкий уровень организации проектной и исследовательской деятельности
Сложности с умением учиться (знаю как):
- слабое развитие умений абстрагирования и категоризации
- отсутствие рефлекса процесса учебной деятельности
- отсутствие качественной рефлексии результатов учебной деятельности
- придание ошибкам статуса преступления
- отсутствие условий для реализации проб и ошибок
- недостаточное обучение различным способам создания моделей, семантических когнитивных карт ,схем, графов, таблиц, диаграмм и т.д.
- отсутствие развития стратегий определения понятий ,чтения учебного текста, освоения правил и законов
- отсутствие обучения выдвижению гипотез и построению аргументации
- отсутствие поиска различных способов решения задач
- отсутствие развития стратегий выполнения упражнений, подготовки рефератов, выполнения ДЗ, КР, устных ответов
- отсутствие развития стратегий создания творческой работы ,выполнения проекта построения исследования и т.д.
- отсутствие развития базовых специальных познаательных стратегий
- ориентир на безошибочное обучение
- преподавание в соответствии с одним стилем учителя
- отсутствие надпредметных курсов и курсов «Учись учиться»
- отсутствие четких представлений у педагогов, какие технологии на какие именно стороны личностного развития направлены (что конкретно они развивают у ребенка?)
- отсутствие образовательных технологий, обучающих учению.
Что с эти всем делать, напишу в следующий раз.
Вообще книга очень полезная, в т.ч. в плане практической работы – даны интересные способы запоминать словарные слова, учить иностранный язык, писать сочинения, работать с параграфами учебников и т.п. Если интересно, буду постепенно выкладывать.
В сети книгу не нашла. Вот здесь http://www.labirint.ru/books/135825/ можно купить.
Автор пишет о том, как просто можно продиагностировать сложности в процессе обучения (если они возникают у ребенка). Он выделяет три составляющих процесса обучения – мотивация (хочу), владение базовыми понятиями (понимаю, о чем речь) и умение учиться (знаю как). Все эти составляющие тесно взаимосвязаны между собой, и качественное развитие одного системно влияет на другие, но это происходит скачкообразно, после того как из определенного количества образуется новое системное качество.
Автор (на основе присутствия или отсутствия этих трех составляющих) выделяет три типа сложностей у детей.
Первый вариант обычно встречается у первоклассников. Они еще очень хотят учиться, владеют достаточным запасом житейских понятий, но им не всегда понятен научный язык учебников и они еще не знают, как лучше организовать простые учебные действия. Личностные смыслы, которые ребенок создает в процессе учебной деятельности на основе своих житейских понятий, помогают или мешают адекватному пониманию. Его система внутренних интерпретаций и умозаключений может полностью расходиться с научной логикой. Что делать? Очень важно сохранить мотивацию к познанию и обучению, создав баланс между жизненным опытом ребенка и научными способами мышления, раскрыть стратегии научного мышления. Особенно важно уделить внимание развитию основ абстрактного мышления и категоризации. Научить детей высказывать суждения и строить умозаключения ,создавать гипотезы. Классе в 3-4 важно научить ребенка определять понятия, формулировать правила, оперировать с теоретическими знаниями.
Второй вариант: ребенок проявляет интерес к обучению, владеет базовыми научными понятиями, понимает теоретические знания, но не умеет правильно организовать свою учебную деятельность ,теряя много времени на делание упражнений, выучивание стихотворений, подготовку домашних заданий, не может применять правила на практике. Здесь, как правило присутствует вина учителя, потому что до сих пор преобладает преподавание по схеме: вот вам задание, выполняйте. Особенно это характерно для гуманитарных областей, где стратегии учебной деятельности слабо осмыслены (их даже не принято обсуждать, дабы «алгеброй гармонию не повергнуть»). Например, учитель дает задание написать сочинение и, как правило, совершенно не объясняет, как это делать. Учеников практически никогда не обучают тому, как читать учебный текст, как слушать музыку, писать стихи, делать домашнее задание и т.д. Что делать? Научить детей общеучебным и базовым специальным познавательным стратегиям, научить осознанно и эффективно учиться.
Третий вариант сложностей – один из самых распространенных на всех ступенях обучения. Это случай, когда ребенок обладает достаточной осведомленностью, понимает, о чем речь с точки зрения содержания образования, но учиться не хочет. Кроме того, он не знает и не очень интересуется, как это лучше сделать. Т.е. определяющим фактором является мотивация. Ребенку не интересно учиться, и до тех пор, пока процесс и результат обучения не станут привлекательными для него, что-либо изменить очень трудно. Что делать? Педагогам следует шире использовать различные виды мотивации. Детей, для которых сам процесс обучения является самодостаточной ценностью очень немного. Необходимо в процессе обучения затрагивать как можно больше ценностей и интересов ребенка. Раскрывать смысл обучения в рамках различных путей самореализации личности. Учебные задачи ,дидактические материалы должны быть как можно лучше вписаны в контекст жизни детей. Тем самым школа должна не только готовить их к будущей взрослой жизни, а, прежде всего, существенно помогать решать их жизненные задачи сейчас. Цели обучения должны взаимно согласовываться с детьми
В общем виде сложности можно отразить в следующем списке:
Сложности мотивации (хочу):
- непонимание целей обучения учеником
- рассогласованность целей учеников и педагогов
- Слабое задействование ценностей ребенка
- использование одного вида мотивации
- отсутствие качественной оценки
- использование директивных методов взаимодействия
- недостаточная актуальность и полезность школьных знаний для решения жизненных задач ребенка
- большие объемы домашних заданий и перегрузки
- отсутствие возможности проявить себя
- отсутствие возможности самостоятельно выдвигать гипотезы и проверять их самостоятельность
- коммуникативные сложности с одноклассниками
- отсутствие внимания к личности ученика со стороны учителя
- проблемы, возникающие со сложностью материала и неумением учиться
Сложности с владением базовыми понятиями (понимаю):
- увлеченность теоретическим учебным материалом в отрыве от сенсорной опоры
- отсутствие условий для проявления житейских понятий перед усвоением научных
- «вербализм» в работе с учебными текстами
- не учитываются личностные смыслы в обучении
- отсутствие согласованного изучения бызовых понятий в различных областях знаний
- разрозненность теоретических знаний внутри школьных предметов
- рассогласованность внутренней логики познания ребенка с логикой изложения теоретического материала
- репродуктивность изложения и ориентир на усвоение
- отсутствие обучения законам формальной логики и «неклассической логики»
-отсутствие практики самостоятельного обобщения фактов до уровня закономерностей и законов
- формальное изучение правил и законов
- неоправданная перегруженность учебников сложными терминами
- низкий уровень организации проектной и исследовательской деятельности
Сложности с умением учиться (знаю как):
- слабое развитие умений абстрагирования и категоризации
- отсутствие рефлекса процесса учебной деятельности
- отсутствие качественной рефлексии результатов учебной деятельности
- придание ошибкам статуса преступления
- отсутствие условий для реализации проб и ошибок
- недостаточное обучение различным способам создания моделей, семантических когнитивных карт ,схем, графов, таблиц, диаграмм и т.д.
- отсутствие развития стратегий определения понятий ,чтения учебного текста, освоения правил и законов
- отсутствие обучения выдвижению гипотез и построению аргументации
- отсутствие поиска различных способов решения задач
- отсутствие развития стратегий выполнения упражнений, подготовки рефератов, выполнения ДЗ, КР, устных ответов
- отсутствие развития стратегий создания творческой работы ,выполнения проекта построения исследования и т.д.
- отсутствие развития базовых специальных познаательных стратегий
- ориентир на безошибочное обучение
- преподавание в соответствии с одним стилем учителя
- отсутствие надпредметных курсов и курсов «Учись учиться»
- отсутствие четких представлений у педагогов, какие технологии на какие именно стороны личностного развития направлены (что конкретно они развивают у ребенка?)
- отсутствие образовательных технологий, обучающих учению.
Что с эти всем делать, напишу в следующий раз.
Вообще книга очень полезная, в т.ч. в плане практической работы – даны интересные способы запоминать словарные слова, учить иностранный язык, писать сочинения, работать с параграфами учебников и т.п. Если интересно, буду постепенно выкладывать.
В сети книгу не нашла. Вот здесь http://www.labirint.ru/books/135825/
Комментариев нет:
Отправить комментарий