четверг, 17 января 2013 г.

Как играть в соревновательные игры

Оригинал взят у tatiana_ch в Как играть в соревновательные игры[info]kornienko_anna пишет здесь - http://kornienko-anna.livejournal.com/112879.html


Как играть в соревновательные игры

Чтобы мы разговаривали об одном и том же, давайте определимся с определением :) Что я называю соревновательными играми? Это те игры, где есть определенные правила, обычно связанные с ожиданием своей очереди и ходом на соответствующее количество клеток; и где в результате есть только один победитель, остальные проигрывающие. Это может быть настольная игра, или что-то современное крутящееся-звенящее, или простая игра в прятки-догонялки. Суть игры не важна, важно наличие правил и победителя.

Начиная с трехлетнего возраста, можно начинать с ребенком играть в такие игры. Начинать – это значит, что если ваш ребенок болезненно реагирует на свой проигрыш или категорически не готов выполнять правила игры, то отложите эти игры на время. Не надо заставлять ребенка, игра – это радость, а не мучение.
Однако к шести годам ребенка все-таки стоит научить играть в такие игры, потому что в школе он столкнется и с правилами, и с понятием «отличник»=победитель. Так что готовить его необходимо заранее.


Итак, две части: правила и победа. Начнем с правил. Например, стандартная настольная игра, в которой кидается кубик и игрок ходит на столько клеточек, сколько выпало очков на кубике. Дети достаточно быстро соображают, что чем больше клеток, тем вероятнее выигрыш и начинают сопротивляться ходить на одну-две клетки. «А давай я перекину», «что-то криво получилось», «ой, я нечаянно его задел, надо перебросить» и т.д. Очень важно, чтобы взрослый играющий твердо и доброжелательно настаивал на соблюдении правил. Никаких обзываний в адрес малыша – «нечего мухлевать», «ты меня дуришь» и т.д. Взрослый спокойно говорит: «В этой игре такие правила, в нее можно играть только по этим правилам, по-другому никак нельзя». Если ребенок настаивает, значит взрослый спокойно убирает игру до лучших времен. При этом не наказывает ребенка, а просто такие вот последствия. Если ребенок расстраивается от последствий, то взрослый поддерживает его: «Ничего, в следующий раз поиграем, когда ты будешь готов соблюдать правила». И если ребенок соглашается на соблюдение правил – мы возобновляем игру. Помните, пожалуйста, что мы не говорим, что ребенок плохой или поступил плохо, мы говорим о том, что таковы правила.Например, стандартная настольная игра, в которой кидается кубик и игрок ходит на столько клеточек, сколько выпало очков на кубике. Дети достаточно быстро соображают, что чем больше клеток, тем вероятнее выигрыш и начинают сопротивляться ходить на одну-две клетки. «А давай я перекину», «что-то криво получилось», «ой, я нечаянно его задел, надо перебросить» и т.д. Очень важно, чтобы взрослый играющий твердо и доброжелательно настаивал на соблюдении правил. Никаких обзываний в адрес малыша – «нечего мухлевать», «ты меня дуришь» и т.д. Взрослый спокойно говорит: «В этой игре такие правила, в нее можно играть только по этим правилам, по-другому никак нельзя». Если ребенок настаивает, значит взрослый спокойно убирает игру до лучших времен. При этом не наказывает ребенка, а просто такие вот последствия. Если ребенок расстраивается от последствий, то взрослый поддерживает его: «Ничего, в следующий раз поиграем, когда ты будешь готов соблюдать правила». И если ребенок соглашается на соблюдение правил – мы возобновляем игру. Помните, пожалуйста, что мы не говорим, что ребенок плохой или поступил плохо, мы говорим о том, что таковы правила.
Зачем это нужно? Чем так важно соблюдение правил, ну подумаешь, пару разочков кинет кубик еще раз. Соблюдение правил в игре тренирует очень важный навык установления границ, рамок. А также обучает умению откладывать свои желания – ребенку хочется быстро-быстро дойти до конца и победить. Соблюдая правила, ребенок учится разумному сдерживанию и терпению – ходит столько, сколько нужно; получая удовольствие от выигрыша и расстраиваясь от проигрыша, а главное - наслаждаясь процессом игры.

Победа. Этот сладкий вкус честной победы! Помню в детстве у меня были большие разочарования, когда я понимала, что взрослый поддался мне в игре, что мой выигрыш не был честным. Правда это ощущение пока не доступно трехлетке, он хочет добиться выигрыша любой ценой. Столкновение с собственной неидеальностью – это разочарование для малыша. Не стоит его с этим торопить.
Как можно смягчить такие переживания, чтобы ребенок постепенно привыкал к тому, что игра – это не только победа? Главное, не смеяться над тем, кто проиграл – причем даже если проиграли вы. Ребенок будет ожидать насмешек над собой. Одинаковое отношение: пожалеть того, кто проиграл («да, грустно, но еще выиграешь, бывает или я еще выиграю») и порадоваться вместе с тем, кто выиграл («как здорово, что ты выиграл или как здорово, что я выиграла, давай порадуемся»). Наблюдая за тем, как мама расстроилась от проигрыша, но при этом способна радоваться за выигрыш ребенка – ребенок учится делать то же самое. Способность радоваться чужой победе очень пригодится во взрослой жизни.
И одновременно напоминаем ребенку о том, как весело и интересно было в процессе игры. Ведь мы играем не только ради выигрыша, мы ценим и сам процесс игры – об этом важно напоминать малышу.
Таким образом, мы принимаем чувства ребенка, смягчаем их накал – не концентрируемся на факте выигрыша, не формируем перфекционизм, и помним про процесс игры, не только про результат.
Приятной вам совместной игры!

Комментариев нет:

Отправить комментарий