пятница, 4 января 2013 г.

Каждого ребенка можно научить правилам. Глава 5. Установить семейные правила.

Originally posted by lucky_mur at Каждого ребенка можно научить правилам. Глава 5. Установить семейные правила.
Продолжаем читать книгу "Каждого ребенка можно научить правилам" в переводе с немецкого ([info]mysch )
На русском языке книга еще не опубликована, так что, надеюсь, она будет интересна Вам и вашим друзьям.
Глава 1, 2, 3 (часть 1). 3 (часть 2) 
4 глава - любимые ошибки родителей
5 глава  -часть 1: внимание, восприятие, как подбадривать
5 глава - часть 2: как правильно хвалить ребенка

Читаем, критикуем, находим интересные мысли.

Установить семейные правила


            Вы уже подумали над правилами, которые особенно важны для вашей семьи? Только если  сами знаете чего вы хотите достичь, вы можете установить имеющие смысл правила. Они должны быть ясными и простыми. Тогда ребенок знает заранее, чего вы от него ожидаете. Он знает сам, когда  нарушил правило. И вы можете полностью отказаться от «приказов» или запретов.
            Эти правила не что-то застышее. Они могут в каждой семье выглядеть по своему и изменяться в зависимости от возраста ребенка. Обращайте при этом внимание на потребности своего ребенка, как впрочем и на свои собственные.

Сон.
  • После «сказки на ночь» мама или папа уходят из комнаты. Ты остаешься в своей постели и лежишь  тихо в постели.

Еда.
  • Я определяю, что будет на обед. Ты решаешь будешь ли ты есть и сколько.
Во время еды мы остаемся сидеть за столом. В это время на нем нет места игрушкам.

Уборка.
  • Сначала ты убираешь старую игру, потом достаешь новую.

Отношения с окружающими
  • Мы относимся ко всем дружелюбно. Бить, отнимать игрушки или бросаться предметами запрещено. Если нам что то мешает, мы можем об этом сказать.
  • Мы разговариваем друг с другом дружелюбно, без ругательств и крика.

Телевизор.
  • Я решаю, как долго ты можешь смотреть телевизор. Мы решаем вместе, что ты можешь смотреть.  Тебе разрешено включать телевизор только с моего разрешения.

Безопасность
  • Если рядом проезжая часть, ты должен оставаться рядом со мной.
  • После школы ты сразу же идешь домой. Если ты покидаешь двор, нужно сначала сообщить мне об этом. Я всегда должна знать где ты находишься.

Эти примеры лишь показывают, как оно должно примерно вглядеть. Назовите ваши правила каким нибудь именем. Напомните о нем, если ребенок его нарушает. Спрашивайте о них и повторяйте их время от времени. Тем самым иногда предотвращаются многие конфликты и разборки.

Первый шаг. Говорите ясно.
            Далеко не всегда мы выражаемся четко и ясно. Иногда мы шутим, иногда нам не особо и важно, чтобы ребенок выполнял сказанное нами. Но если вы говорите серьезно, ребенок должен  смочь это распознать. Для этого им нужны от нас однозначные сигналы.

Давайте ясные указания


Скажите ребенку очень точно, что по вашему мнению он должен делать. Выражайтесь четко, коротко и понятно.
            Примеры:
Расплывчатые требования
Однозначные требования
«Ужас, снова телек включен. Ты испортишь глаза и заработаешь головную боль!»«Я хочу, чтобы ты выключил телевизор!»
«Ты все еще не одет!»«Саша, одевай куртку!»
«Ну и бардак в твоей комнате!»«Сначала убери Лего в корбку»
«Ну сколько можно повторять, оставь сестру в покое!»«Отойди от сестры»

Лучше сказать ребенку, что он должен делать, чем упрекать, что он опять что то не то сделал.
            Слишком неточны такие требования как: «Будь хорошим мальчиком» «Веди себя хорошо» «Будь аккуратным». Даже «убери в своей комнате» или «одевайся» может быть не слишком ясным. Чем меньше ребенок, тем понятней и короче должно быть требование.

Очень важно выразить требование позитивно.
Примеры:
Негативные требования
Позитивные требования
«Не падай!»«Осторожно, ступеньки!»
«Не беги по улице»«Иди по тротуару!»
«Не убегай!»«Иди рядом со мной»
«Не раскидывай свои вещи»«Убери вещи в шкаф»
«Не дерись!»«Иди сюда»
«Не кричи так громко»«Тшшшш... говори тихонько»

Почему дети воспринимают позитивные формулировки лучше? Это очень просто. Ребенок слышит слова «бежать» «падать» «кричать» . В его мозгу записаны определенные представления о действиях при этих движениях. В этот момент они автоматически активируются. Словечко «не» слишком слабо, чтобы эти представления изменить. И вот уже произошло: ребенок падает, бежит, кричит дальше. Вы вызвали эту реакцию только что своим указанием. Это совсем не просто – найти позитивную формулировку. «Не нужно...» сказать гораздо проще. Не упускайте возможности попробовать позитивные указания.

  • Одна мама рассказывала: «Я все время злилась, что дети расплескивают молоко из стаканов и все им заляпывают. Вместо «аккуратно, сейчас ведь расплескаешь» или «не проливай»  я теперь говорю: «Дети, оставьте молоко в стаканах!» Поначалу было смешно и непривычно, но на самом деле стало гораздо лучше.

            Многие родители испытывают проблемы при раздаче детям указаний. Их аргументы: «Я не собираюсь командовать ребенком. Я не признаю в семье приказной тон. К тому же мне не хватает волшебного слова «пожалуйста» при этом».
            Ясные указания нужно применять в определенных ситуациях, когда вы уверены: «Сейчас необходимо, чтобы ребенок сделал то, что я ему говорю». Ни в коем случае не нужно целый день ходить за ним по пятам и отдавать приказания.
            У взрослых тоже полно ситуаций, когда нужно следовать указаниям других. Ученики выполняют требования учителя. Или вспомните как вы учились водить машину. Учитель по вождению поначалу должен вам давать ясные указания по поводу каждого действия. Вы же не ожидаете в этой ситуации «пожалуйста»?! Вероятно вы полагаете, что за счет опыта и знаний учитель дает вам правильные наставления. Ну или у врача на операции «пожалуйста» в обращении к коллегам было бы довольно неуместно.  Расплывчатое, непонятное указание может даже иметь катастрофические последствия. Требованиям врача следуют, потому что сотрудники уверены в его опыте, знаниях и доверяют его способностям. Несмотря на это вполне можно иметь хорошие, дружеские отношения с сотрудниками.
            Разве у вас не больше опыта и знаний, по отношению к вашему ребенку? Не должен ли ребенок уважать ваши способности и знания? Это действительно так ужасно, требовать от ребенка беспрекословного исполнения того, в необходимости чего вы абсолютно уверены? Является ли проблемой, если ребенок иногда уверен: «Я делаю то, что говорит мама, потому что она знает, что для меня хорошо»?
            Из всего вышесказанного не следует, что слово «пожалуйста» должно исчезнуть из вашего лексикона. Просто ваш ребенок выиграет, если научится понимать разницу между просьбой и требованием.

Контролируйте голос и язык телодвижений

Говорите спокойным твердым голосом

            Почти так же как выбор слов, важно звучание вашего голоса. Тихий, просящий голос не имеет для вашего ребенка требовательного характера. Как действует на детей крик мы уже описали, в любом случае дети знают: «Ага, мама опять потеряла контроль над собой».
            Каждая мать и каждый отец уже не раз теряли контроль и орали на ребенка.  Особенно низкий порог стеснения мы испытываем как раз с нашими собственными детьми. Ну еще с супругами. Вообще довольно удивительно, что мы кричим чаще всего именно на людей, которые нам особенно дороги. По отношению к посторонним мы гораздо сдержаннее.
            Кто постоянно вынужден себя сдерживать и контролировать, должен где нибудь «выпустить пар». И чаще всего это происходит на собственных членах семьи, и ребенок получает весь негатив, накопленный нами за день, если мы кричим на него.

Подчеркивайте серьезность разговора языком телодвижений

Примеры неудачных и помогающих позиций


Неудачная позиция
Помогающая позиция
Вы кричите ребенку что-то из другой комнатыВы подходите близко к ребенку, прежде чем что либо сказать
Вы разговариваете сверху внизВы приседаете на корточки или становитесь на колени, чтобы быть на уровне глаз ребенка
Вы избегаете взгляда или принуждаете к немуВы смотрите в глаза ребенку, если он не уклоняется от этого
Вы хватаете ребенка и трясете его. Вы размахиваете указательным пальцем перед его носом.Вы трогаете ребенка, например, за плечо.

            Это важно, чтобы вы смотрели на ребенка и дотрагивались, для добавления веса вашим словам. Надо признать, что это не всегда просто. Многие дети пытаются исчезнуть, как только «запахнет жареным». Возможно он отвернет голову или закроет глаза. Не нужно принуждать его «смотреть в глаза». Он будет чувствовать ваш взгляд и с закрытыми глазами.
            Что вы делаете, если ребенок затыкает ушки пальцами? Можно взять его руки и держать в своих, пока вы с ним разговариваете. Обратите внимание: речь идет о коротком, четком требовании, не о длинной беседе. Что вы делаете, если ребенок не остается стоять, а убегает? Если вы действительно серьезно собрались что-то сказать, нельзя дать ему уйти. И раз он не остается с вами добровольно, не остается ничего другого, как удержать его. Как можно нежнее и как можно убедительнее.  Одновременно смотрите на него и говорите, чего вы от него хотите.
            Некоторые читатели наверняка возразят: «Сначала я должен командовать ребенком, а потом еще и удерживать силой? Это уже граничит с применением насилия. Это же просто использование моего физического превосходства!»
            Мне конечно тоже гораздо предпочтительней, чтобы ребенок оставался  добровольно. Но какой выбор есть у нас, если ребенок убегает? Вы хотите прокричать свои требования ему вдогонку? Он не услышит даже. Собираетесь бегать за ним, во время «выдачи ясных указаний»? Ребенок отлично развлечется. Среагируете пожиманием плеч и словами «Ну ладно, нет так нет!» и оставите все как есть? Тогда ребенок учит: «Как только станет неприятно, нужно лишь убежать». Он так и будет постоянно убегать. А вас слушать, только если он сам этого захочет, и определенно не тогда, когда это необходимо на самом деле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий